olegradul

И мир показать, и себя посмотреть.


Previous Entry Share Next Entry
Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.
olegradul
40 дней назад мои друзья разбились насмерть по пути в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: "Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится." Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл "профессиональным балаболом": мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться... Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего лишь однажды, но хватило и одного раза. В живых никого не осталось, все трое, кто был в машине, погибли.

(последний кадр с регистратора)

Побывав на месте аварии, рассмотрев их изуродованный Паджерик с мозгами на подголовнике, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: "Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом."

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, целый арсенал у меня был: кофе, семечки, энергетики и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость "Устал — отдохни", которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же меняюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

  1. Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

  2. Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это уже крайняя стадия. Мозг не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

  3. Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

  4. Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 32. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно ... ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

  5. Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли...


И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: "Слыш, ты в порядке?". Ответ всегда будет один и тот же: "В порядке.". Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: "А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?", или "Сколько нам еще осталось до ...", а лучше даже что-то более сложное, вроде: "Как ты думаешь, что лучше подарить <имя общего друга> на день рождения?". И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: "Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь".

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо их, безусловно, строго придерживаться (заметил хоть один — остановился). Но все же единственный вариант, в котором я уверен на 100%, это плюс ко всему ехать с кем-то вдвоем, и постоянно беседовать. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать как делать не надо. Глупо не учиться.

Берегите себя.

  • 1
Соболезную.
У меня тоже есть неприятная особенность - если дорога монотонная то я и 200км не проезжаю, начинает "мазать" и выключать. Ночь, дождь и напряженный трафик -ок. В последнее время по совету друзей начал юзать побочку от "химии" для качков. Препарат создан для "сушки" но помимо природных энергетических компонентов (гуарана, кофеин и экстракты чаев) есть еще неотропный комплекс, позволяющий реально бодро проехать 1т.км.

думаю только с помощью них я без проблем накатал более 5.5т.км за последний отпуск.

Ну я вот в принципе не люблю болтать, обычно в поездках не разговариваю. Да и перемножать числа в уме ленюсь даже когда не устал.:-)

А так признаки все реальные, сам их много раз замечал.

мои соболезнования

далеко совсем лучше не ездить, а летать..
Понятно, что у каждого своё "далеко" и свой бюджет.

Да, и ездить только с пассажиром.

Все неприятности случаются из лишней самоуверенности людей,

у меня далеко - это Москва - Кострома и обратно - одним днём.
Тяжело было.
Больше не хочу.


А мы иногда предпочитаем Москва-Валенсия-Москва прокатиться на машине вместо самолета. С одной или двумя ночевками. Так что да, понятия "далеко" у всех разные. Но нам не тяжело. Главное — со сном не накосячить.

Написал многобукаф и стёр.
По своему опыту, собираешься на дальний бой - соблюдай привычный для себя режим дня.


Олег, после того случая , который я прочитал в фейсбуке , я блин ехав с Польши до Москвы в апреле ,при хреновой погоде , понял что ну его на хрен ехать ночью до Москвы и остановился под Смоленсом и выспался и с утра быстро доехал до Москвы.

И сцуко, я чуть не обосрался , когда 2 января в снегопад доехал до Польши и меня развернулись поляки из за собачьих документов ( не было евро справки) и я поехал назад в 2 часа ночи,а до этого ехал с утра. И в тот момент я на пол секунды упустил ситуацию, закрылись глаза , открываю глаза , на меня едет , а я на встречке. Слава богу успел принять вправо. Нашли гостиницу и спать. И притом стаж оженят большой, да ве это похрен, нужно спать ночью .

Спасибо. Собираюсь в первое путешествие за рулем. Спасибо.

Какое солнечное и страшное фото...

солнышко и сгубило, - от яркого света глаза начинаются щуриться а там и легко их закрыть...

при любых признаках на обочину и 15-30 минут сна. пару-тройку часов можно еще безопасно двигаться. при необходимости - повторить.
но рецепт не всем подходит. Не все могут быстро заснуть

Edited at 2015-05-20 06:03 pm (UTC)

Полезный пост.
Впрочем, 18 на 32 и в нормальном состоянии в уме не умножу, видимо дурак.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Надо еще добавить, что не стоит думать, раз глаза открыты - то ты не спишь.
Я сам бился в столб во сне. На небольшой скорости. Думал, что 300 метров до дома уж проеду, а оказалось, что нет. После того случая, конечно, попроще оценивать свое состояние.

Недавно был хороший пост про энергетики:
"Если коротко: то кофеин - не газ, а антитормоз. Причем временный. То есть он на некоторое время сдерживает процессы торможения в мозгу..."
"То есть кофе за счет кофеина не бодрит, а скорее откладывает «отключение»"

Езжу раз в пару месяцев домой 650 км в один конец, среднее время в пути 8,5 часов. Перед поездкой всегда хорошо сплю, выезжаю утром, из за монотонности на полдороги начинаю клевать, вот прям понимаю что мозг начинает отключаться - мне помогает пение песен вслух (если один), остановиться попрыгать и умыться. А вообще тема очень актуальна, особенно сильно хочется спать когда рядом дремет жена.

Зато, если разговорится, то пропускаю поворот ))

Спасибо за ссылку.

Спасибо за признаки. Распечатаю, положу в машину для штурманов (разные люди могут быть, пусть знают).
Для меня тоже самое страшное - это сон за рулем. Бывает, сутки едешь, в пробках стоишь - все ОК, сна ни в одном глазу. А бывает, 200 км по свободной трассе - и все, уже спишь.. Особенно в Европе на автокруизе страшно - тихо, ровно, никто не обгоняет, дороги ровные. Вырубает в первый же час.

я когда с моря ехал до волгограда тоже ловил себя что задремываю на 120 км/ч.
Хорошо ума хватило остановиться на заправке и засадить 2 банки red bull.
На них и доехал только

Есть и еще одна "ловушка", о которой мало кто рассказывает - ибо с "того света" уже трудно что-либо сообщить...

Обращали внимание на содержание снов, если перед сном долго делали что-то характерное - например, играли в компьютерную игру или смотрели сериал?

Правильно! Снится именно это занятие, этот сюжет...

Вот и за рулем часто снится сама езда за рулем - т.е., засыпая, продолжаешь видеть ту самую дорогу, по которой едешь, но уже во сне...

И подвох здесь в том, что мозг на такую "подмену" никак не реагирует... Вот, если бы вместо дороги вдруг начал сниться бегемот или пляж, то "сторожок" в голове сработал бы, и вы проснулись бы...

Я сам несколько раз попадал в такую ситуацию. Один раз проснулся от вибрации, вызванной выездом на обочину, один раз от моргания дальним светом встречной машины - выехал на встречку... Третий раз мозг как-то сам сообразил и вовремя пробудился - я уже ехал по разделительной полосе...

И каждый раз была такая картина: во сне видел плавное "продолжение" той дорожной обстановки, которая была на момент "отключки". А когда просыпался, "кадр" резко менялся на то, что уже было в реальности - как при просмотре ролика на Ютюбе, если мышкой шелкнуть по линейке на несколько десятков секунд вперед. За это время вполне успеваешь выехать на соседнюю полосу - на встречку или на обочину... Или не успеешь остановиться, если поток начнет тормозить...

Только после нескольких таких ситуаций стал понимать, что "героизм" никому не нужен, и надо остановиться, наплевав на любые дела и опоздания...


А к "рецептам" могу добавить следующее.

Если вы в машине один, то, почувствовав, что засыпаете, просто начните кричать во всеь голос, со всей дури - все равно никто не услышит. И не важно, что именно кричать - фанатскую "кричалку", куплет из блатной песни, грязное ругательство или речь Ленина с башни броневика... Главное именно громко и желательно долго. Можно во весь голос поругаться с воображаемым аппонетом или представить, что вы с кем-то разговариваете, перекрикиваясь через реку... Обычно после такого внутреннего "стресса" организму хватает заряда бодрости почти на полчаса-час.

Метода проверена на себе - работает прекрасно. И не стесняйтесь, что у вас нет голоса - пойте во всю глотку, вас все равно никто не услышит через закрытые окна...

В контексте случившегося добавить нечего... это кандык...:((

А в контексте остального... симптомы у каждого свои.
Например я начинаю часто зевать. Раз в минуту. Или зрачками становится двигать, они как более тяжёлыми становятся, напряжно перестраиваться и фокусироваться.
В разных ситуациях мне помогали разные вещи:

1) энергетики - это бред. Эффект на полчаса. после кофе я сладко сплю не хуже.
2) лучше просто походить, размяться, в общем, крови дать побегать в теле
3) если совсем приспичило - я песни пою. любые. обязательно громко и вслух. Тогда засыпание проще контролировать. Успеваешь понять, что засыпаешь - ибо заткнулся.


В 2014 года по пути в Грузию я на дороге познакомился с Сашей Рубцовым. Он кругосветчик. Мы встретились под Воронежом. Я был на пути в Грузию, а он - в Австралию:)))

Я у него научился одному и простому - в отпуске никогда не заводить будильники. И просыпаться исключительно истественным образом - когда выспался.
С тех пор так всегда делаю исключительно. Делая так лучше по всем показателям - мир и красоты от всего ты воспринимаешь ярче и адекватнее. Радости кароче больше.

Другой принцып - нельзя никогда спать меньше 6 часов в сутки. Это тот минимальный минимум, которогу мозгу достаточно, чтобы восстановиться.

И третье.... простая мысль. Бывает, конечное, по разному. На моте я тоже засыпал. И торопиться надо было. Но простая мысль - никакая спешка ради чегобы то ни было не стоит того, что может случиться когда ты заснул за рулём.








Про будильник — отлично. Тоже стараюсь вообще им не пользоваться. Эффект шикарный: лучше думается, больше сил, больше воли.

С будильником просто супер! Но если я ставлю будильник, то просыпаюсь за 5 минут до звонка. Признаки засыпания у всех свои. При любых первых признаках - остановиться в безопасном месте и спать!!!! Других средств нет.

на дальние по трассе езжу все время ночью. часто ловил себя на том что еще минута и я усну. поэтому обычно я выхожу из машины делаю зарядку и пью энергетики. там главное преодолеть этот момент когда отрубаешься, обычно это на середине пути,а потом приходит бодрость и дальше едешь как огурчик. еще помогает неудобное положение в кресле, громкая музыка и позывы помочиться, поэтому надо пить больше жидкости в дороге.

да, верно все.
хорошая напоминалка

  • 1
?

Log in